На прошедшем, в середине апреля, заседании городской Думы рассматривался вопрос об оценке деятельности Главы города за 2016 год. Данный вопрос ставился впервые и активно обсуждался общественностью в разных форматах. Актуальность данного вопроса была вызвана, мягко сказать, непростым для ижевчан 2016 годом. Все мы помним, с чего он начался - коллапсом в теплоснабжении, и чем закончился - неожиданными для властей снежными заторами на улицах. Почему решили ставить оценку деятельности Главе с этого года, зачем собирали общественников на круглый стол и как оценили работу Главы города депутаты, мы спросили, организатора данного обсуждения и инициатора процедуры оценки Главы депутата Гор Думы Сурнина Дмитрия Николаевича.
Вопрос оценки деятельности Главы вызвал легкий переполох в стенах Адмиснистрации и заставил многих понервничать. Вы опросили много общественных организаций, проводили круглые столы, выступали, наконец, с критикой на сессии. Каковы мотивы ваших активных действий в этом вопросе?
Я рассматриваю вопрос отчета Главы города, как повод задуматься. Если до прошлого года отчет депутатами заслушивался только «к сведению», то сегодня это серьезное испытание для Главы и для Администрации в целом. Именно поэтому мы предложили депутатам такую форму, именно поэтому Администрация сильно сопротивлялась ее принятию в прошлом году.
С другой стороны не надо превращать вопрос оценки деятельности Главы в политический спектакль, и истерию с отставкой. Нам всем надо научиться использовать цивилизованные демократические взаимоотношения: общества и власти, ветвей власти между собой, здоровую политическую конкуренцию внутри парламента. Переход на личности и оскорбления, или наоборот, дифирамбы, когда некоторые участники дискуссии стали защищать Главу как человека, «он же порядочный человек, знаете, как он переживает и старается» – это все показатель политической незрелости. Обсуждение работы Главы города, как института, а не характеристика и старания личности Ю.А. Тюрина, вот наша истинная цель, и здесь нужна дискуссия, и вовлечение множества мнений, как бы это не было неожиданно и неприятно для участников.
Безусловно, у нас в городе отсутствует методика оценки деятельности, и правильнее было бы не разносить на разные заседания вопросы оценки Главы и отчеты об исполнении бюджета, а также исполнения муниципальных программ за прошлый год, ведь именно программы и бюджет являются базовыми документами по исполнению функций муниципального образования.
Понимаю, не приятно когда депутаты поднимают неудобные вопросы и тыкают на проблемы, но мои наблюдения показывают, что именно политическая конкуренция и такие вопросы, как оценка главы действительно улучшает работу и парламента и в целом городской власти. В отсутствие конкуренции, все расслабляются и говорят дежурные фразы: «ну и так ведь хорошо», «мы же стараемся и делаем это для горожан». Партийная дисциплина правящей партии душит возможность для законотворчества. Я это видел, когда был депутатом от Единой России, я это наблюдаю сегодня, как бы это обидно не звучало для коллег.
На что вы обратили внимание в работе Главы и Администрации в прошлом году?
Если говорить о показателях и тенденциях, то бюджет и в целом финансовая политика в городе действительно вызывают серьезные опасения. Мы целенаправленно идем к банкротству. Долг на пределе. Кредиторская задолженность на грани допустимой по закону. Депутаты смотрят на Главу, который, в свою очередь надеется только на одно – помощь республики. Но мы знаем, что у республиканского бюджета состояние такое же тяжелое. Поэтому я без особых перспектив смотрю в следующую зиму.
Кроме этого есть серьезные проблемы в коммуникации с людьми и общественными организациями. Скандалы при проведении публичных слушаний и отсутствие прозрачного механизма понятного для граждан рассмотрения их мнения. Понятно, что не возможно все мнения учесть, но рассмотреть и аргументировано ответить нужно. Люди жалуются, что этого нет.
Вообще очень часто в прошлом году жаловались граждане на поведение чиновников администрации, на то, что те почти всегда говорят не нравится - идите в суд. А в конце года я сам неоднократно слышал и в адрес добросовестных подрядчиков, которым говорили: «да вы выполнили свои обязательства, а мы Администрация нет и пока не будем, не нравится, идите в суд». То есть подрядчики – исполнили свои обязательства перед городом, а Администрация города говорит, а мы будем только по суду. «Я не понимаю, когда чиновники посылает людей в суд, зачем тогда власть, если она не устраняет конфликты, а их создает!» - это сказал В.В.Путин. «Задача власти - решать все в досудебном, мироном порядке показывая свои способности» это тоже не мои слова.
Не умение власти разговаривать хорошо продемонстрировала ситуация с заключением концессии. Неплохая идея абсолютно не правильно была реализована при ее согласовании и подписании. Если коротко просто власть спряталась от горожан, а необходимое согласование с народом (в первую очередь необходимое самой власти) прикрыла торопливыми и слабо организованными совещаниями из приближенных и зависимых общественников. Результаты не принятия и не понимания мы еще увидим в августе. И кто будет в этом виноват – опять оппозиция, которая с народом спросит почему так дороги услуги ЖКХ? Мы уже полгода говорим, что работа по согласованию с населением проведена некачественная, народ не примет такие условия, ему надо доказать эту необходимость, население нужно вовлечь в диалог. Повторю не приближенных и зависимых, а как можно больше и как можно больше не довольных, только так можно наладить диалог - не прячась и не прикрываясь удобными форматами.
«Важная задача — изменение работы общественных советов при органах исполнительной власти. В настоящее время их работа, скажу прямо, носит формальный или показной характер. Необходимо отказаться от ведомственного подхода к формированию таких советов — их состав должна утверждать, например, Общественная палата. Общественные советы должны перестать быть удобными для руководителей ведомств. Надо обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Установить состав нормативных актов и программ, которые не могут быть приняты без предварительного и публичного обсуждения на Общественном совете» - это слова В.В. Путина сказанные еще в 2012 году.
А вот, что сказал совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам граждан по результатам своего приезда в Ижевск в марте: «Отсутствует практика обсуждения проблем с независимыми представителями гражданского общества и экспертным сообществом. В настоящий момент механизмы формирования Общественных советов при исполнительных органах государственной власти Удмуртии недостаточно прозрачны. Существуют перекосы в составах Общественных советов в пользу представителей бизнеса и некоммерческих организаций, обслуживающих их интересы. В них мало представлено представителей гражданского общества».
Мы видим, что сегодня, к сожалению, слышен только монолог власти о том, как все правильно делается. Вовлечение населения со стороны власти происходит только тогда когда нужно выйти на субботник или придти на выборы.
Получается одна из ваших претензий и претензии общественности это отсутствие диалога? Или еще что- то?
Надо понимать, что сегодня сложно уже сказать со стороны государства: «вы там помолчите не мешайте нам строить дороги больницы, и детские сады». Сегодня экономика переживает спад и настроения людей становятся все унылее. Накладывается общее недоверие к институту власти и ее инструментов. И часто это справедливо, простым людям жить стало тяжелее, а чиновники пока не собираются экономить.
Вот пример: в апреле этого года принято очередное решение гор думы Ижевска о должностных окладах чиновников. Рядовое решение, в которое практически на каждую сессии выносятся какие то обновления. На этот раз принято решение выдавать муниципальным служащим дополнительную премию к государственным праздникам. То есть еще одну премию, к уже обязательно выплачиваемой ежемесячно! Как должны реагировать люди на такие решения? Всем плохо, все терпят, горожанам говорят «денег не хватает, ни на уборку улиц, ни на содержание школ», а тут такое решение - выделять дополнительные премии муниципальным служащим к государственным праздникам. Возникает справедливый вопрос: почему вы находите деньги для себя, когда для города и горожан говорите, что их нет. Конечно, люди будут не верить власти после этого.
Общество требует справедливости и участия? А какие это могут быть требования и запросы?
Вообще запрос на справедливость в обществе возрастает. Это чувствуется и по участившимся акциям и обсуждениям в соц.сетях и если местная власть будет и дальше игнорировать запросы и чаяния простых граждан, и не слышать их, ситуация будет только обострятся.
Подотчетность городского руководства напрямую населению, зависимость городской власти от воли народа - становится, как никогда актуальнее при ухудшении экономической ситуации и нарастании проблем, в том числе по объективным причинам. И это тоже вопрос справедливости – горожане должны иметь возможность спросить своего Главу за результаты деятельности, так же как и иметь возможность его выбрать и заменить.
Поэтому мы решили начать общественную дискуссию о целесообразности перехода на всенародное избрание Главы города и в случае активного поддержки горожан внесем соответствующее предложение в изменение в устав города и закон УР.
Нам кажется, что общество давно созрело для того, что бы избирать своего Главу прямым голосованием.