Минздрав Удмуртии сократил финансирование лекарственного обеспечения пациентов на гемодиализе на 30%. Сколько из них доживет до следующего года?
Жителю Глазова Василию - 28 лет, и он инвалид. Так сложилось, что собственные почки работают у него не очень, и три раза в неделю Василию (имя изменено по просьбе героя) необходимо проходить процедуру гемодиализа – очистку крови на специальном аппарате. За четыре часа из организма Василия выводятся не только токсины, но и полезные вещества, а поэтому процедура гемодиализа всегда сопровождается принятием различных лекарств (индивидуально и по показаниям врача): например, на снижение уровня фосфора в крови. Кроме того, почти все пациенты на гемодиализе получают эритропоэтин – гормон, стимулирующий выработку эритроцитов в рамках профилактики снижения уровня гемоглобина в крови. Без соответствующей лекарственной поддержки пациенты на гемодиализе могут умереть.
В феврале 2018 года Василию перестали давать лекарства. «Обычно в начале месяца на очередной процедуре гемодиализа я получал весь комплект лекарств на месяц и самостоятельно принимал их дома, - рассказывает Василий. – В феврале я две недели жил без лекарств. Мне сказали, что они закончились, а новые не поставили». На первой процедуре в марте Василий получил лекарств только на неделю. «Пока ничего страшного со мной не произошло, но уверенности в том, что так будет дальше, у меня нет, - говорит Василий. – Курс лечения, как и прежде, мне составляют на месяц, где прописывают все процедуры и необходимые лекарства, а вот будут ли лекарства – непонятно».
Руководитель одного из частных центров гемодиализа в Удмуртии (пожелал остаться неназванным) подтверждает слова Василия: «С 1 января 2018 года без какого-либо предупреждения мы перестали получать средства из территориального фонда ОМС на лекарственное обеспечение пациентов гемодиализа». По его словам, речь идет приблизительно о 14 тыс. руб. в месяц на каждого пациента (при условии проведения ему за это время 13 процедур гемодиализа).
В 2016-2017 годах Мин-здрав Удмуртии поддерживал создание частных центров гемодиализа в республике, чтобы решить проблему доступности услуг гемодиализа для пациентов, а после того как в Глазове, Сарапуле и Ижевске открылось несколько таких центров, «подложил свинью». «Распоряжением Минздрава Удмуртии почти все частные центры были переведены из статуса дневного стационара в статус амбулаторий, а лекарственное обеспечение пациентам положено только в дневном стационаре, - продолжает руководитель медцентра. – Гемодиализ в амбулаторном режиме предполагает, что лекарствами пациентов должны обеспечивать районные поликлиники по предписаниям участковых терапевтов».
В поликлиниках республики об этом ничего не знают, поскольку Минздрав Удмуртии не предупреждал о том, что они будут отвечать за обеспечение медикаментами жителей с больными почками. «Заявки на лекарственное обеспечение на 2018 год мы подавали в июле-августе 2017 года, когда речи о том, что пациенты на гемодиализе будут обращаться к нам за лекарствами, не было», - рассказывают на условиях анонимности в одной из поликлиник республики. Это означает, что бесплатные лекарства на пациентов просто не заложены в бюджеты поликлиник. Кроме того, каждая поликлиника может потратить на дополнительное лекарственное обеспечение пациентов всего 804 рубля в месяц.
«Государство выделяет средства на лекарственное обеспечение, а какой-то бессмысленный чинуша в Ижевске сидит и препятствует тому, чтобы эти деньги дошли до нас, пациентов», - резок в оценках пенсионер Андрей Петрович. Ему есть, отчего переживать. Он из тех больных, что находятся в зоне риска по уровню гемоглобина, а поэтому должен постоянно получать уколы эритропоэтина. При норме гемоглобина у диализных пациентов в 100-120 граммов на литр крови у Андрея Петровича в начале марта было уже 96, если уровень опустится до 60-70 г/л, спасти его сможет только переливание крови.
В частных центрах гемодиализа пока выкручиваются и живут на прошлогодних запасах медикаментов и путем их закупки за счет собственных средств, выдавая их только тем, у кого уже критический уровень фосфора или низкий гемоглобин, - рассказывает врач одного из таких центров. Врачи, как и пациенты, не хотят, чтобы в прессе раскрывались их реальные имена и фамилии, опасаясь санкций со стороны руководства Минздрава республики, по мнению которого в Удмуртии со здравоохранением «все не так плохо, как пишет об этом пресса». «Наших запасов в лучшем случае хватит до конца марта, что будет потом - не знаю», - говорит доктор.
Глава Удмуртского отделения общественной организации «НЕФРО-ЛИГА» Александр Золотарёв объясняет прекращение выдачи лекарств пациентам с больными почками сокращением финансирования. Он сравнил распределение бюджета фонда ОМС Удмуртии в 2017 и 2018 годах и обнаружил, что в этом году количество случаев обеспечения лекарствами в рамках дневного стационара снижено в 2018 году до 2598 случаев с 3715 случаев в 2017 году. Фактически речь идет о том, что более чем 30% пациентов, живущих благодаря гемодиализу, оставлено на произвол судьбы.
В конце января 2018 года Александр Золотарёв от имени «НЕФРО-ЛИГИ» направил обращения и.о. вице-премьера Удмуртии Анастасии Муталенко, и.о. министра здравоохранения Удмуртии Игорю Титову, а также директору фонда ОМС Удмуртии Павлу Митрошину, в которых попросил чиновников объяснить, с чем связано сокращение финансирования лекарственного обеспечения пациентов на гемодиализе. Ответ поступил только от фонда ОМС. Директор указывает, что медицинским организациям предложено обеспечивать лекарственными препаратами из сумм, которые выделяются на тариф на проведение самой процедуры. По мнению Александра Золотарева, такое предложение иначе как кощунственным не назовешь. Поскольку сумма, выделяемая на процедуру, составляет немногим больше, чем 6 тыс. руб. В эту сумму входят и затраты на расходные материалы, и на зарплату медперсонала. Как в эту сумму еще уместить дорогостоящие препараты для профилактики таких осложнений, как анемия, стоимость которых значительно превышает размер самого тарифа, остается только догадываться.
Кроме того, по мнению Золотарёва, Минздравом Удмуртии не разработаны четкие критерии распределения таких пациентов, не учтены отказы таких льготников от набора социальных услуг на 2018 год и не была доведена информация ни до пациентов, ни до общественной организации, ни до врачебного сообщества на этапе формирования заявок на обеспечение лекарственными средствами на 2018 год. Получается, что крайними оказываются пациенты, от своевременного и постоянного лекарственного обеспечения которых зависит качество жизни. В середине февраля 2018 года эти проблемы были подняты несколькими пациентами на личном приеме у министра здравоохранения республики Игоря Титова. «Внятного ответа мы не получили, нас заверили, что вопрос на контроле», - рассказывает Золотарёв.
Руководитель одного из частных медцентров считает, что решением о сокращении лекарственного обеспечения пациентов на гемодиализе Удмуртия пытается повысить конкурентоспособность центров гемодиализа при государственных медицинских учреждениях (у них остался статус дневного стационара), которые в республике есть только в Ижевске и Воткинске. «Финансирование идет вслед за пациентом, а весь прошлый год наблюдался отток пациентов из государственных центров в частные, где более современное оборудование, а уровень оказания услуг выше», - утверждает он. Так это или нет, пока непонятно. По словам представителя частного медцентра, обратного оттока пациентов «за лекарствами» пока не наблюдается, а чиновники, ответственные за здравоохранение, отмалчиваются.
Владислав Серёгин
Чтобы игры в «конкуренцию» и «оптимизацию медицины» не привели в Удмуртии к фатальным последствия среди пациентов на гемодиализе, А. Золотарёв опубликовал петицию на сайте Change.org с требованием сохранить систему лекарственного обеспечения больных на гемодиализе в Удмуртии. Он надеется, что публичное освещение проблемы заставит удмуртских чиновников от здравоохранения работать активнее и, наконец, оторвать свой взгляд от бумажек с цифрами и увидеть реальных людей.
Опубликовано в газете "Мой город Глазов" №9 от 7 марта 2018 г.