По всей Республике последний месяц муниципалитеты начинают вносить правки в устав, изменяющие принцип выбора Глав этих муниципальных образований. Если раньше Глав просто выбирали депутаты соответствующего муниципалитета из своего числа, то теперь отбором кандидатур будет заниматься комиссия, персональный состав которой на половину будет определять лично Глава Удмуртии. Если в районах Удмуртии нововведение не встречает никакого сопротивления, то в Ижевске городская дума уже на двух комиссиях отказалась принимать спускаемые сверху правки. Также 6 февраля прошло первое публичное мероприятие на эту тему, - круглый стол с общественниками, организованный депутатом Дмитрием Сурниным, который мы представляем Вашему вниманию более подробно.
По словам организатора круглого стола Дмитрия Сурнина, для него основная цель данного меропрятия - получить обратную связь от общественников.
Круглый стол был посвящен не одной, а сразу двум темам: предстоящей на ближайшей сессии Городской думы оценке деятельности Главы Ижевска Юрия Тюрина и проекту изменений в Устав города, меняющему способ избрания Главы. Хотя темы мероприятия напрямую не связаны друг с другом, необходимость их обсуждения вызвана их совпадением по времени, поскольку уже 8 февраля пройдут публичные слушания по проекту внесения изменений в Устав, а сам вопрос уже внесен в повестку предстоящей сессии Гордмуы.
Напомним, что сама оценка деятельности работы городской Администрации проводится думой с прошлого года: в начале года Глава готовит отчёт о работе за прошедший год и докладывает его на сессии, после чего депутаты дают удовлетворительную или неудовлетворительную оценку его деятельности. Два "неуда" являются основанием для отставки Главы.
Поначалу между представителями профсоюза "Ижстали" (Александром Чумичкиным, Дмитрием Щёголевым) и Дмитрием Сурниным завязался спор о разделении ответственности за управление городским хозяйством между Городской думой и Администрацией и необходимости понимать ограниченность возможностей последней ввиду сложившейся в стране системе бюджетных отношений. Напомним, что в бюджет города попадает лишь около 5% собранных на его территории налогов, что во многом является и причиной бедственной ситуации в ряд сфер, в т.ч. с муниципальным долгом.
Помимо общественников круглый стол посетили как чиновники, так и депутаты других фракций. Но они приходили скорее послушать, нежели принимать участие в дискуссии.
Тимофей Клабуков отметил ряд системных недочётов в работе Администрации, к которым отнёс короткий горизонт планирования деятельности (например, нехватку мест в школах можно было предупредить ещё несколько лет назад, когда появились очереди в детские сады), отсутствие реакции на предложения по изменению подходов в работе муниципальной милиции и улучшению ситуации с парковками. Он отметил также, что обещание решения проблем с точечной застройкой при утверждении Генерального плана так и осталось лишь на словах и никакого заметного улучшения в этой сфере также не произошло. Не обошёл он стороной и ситуацию с работой с общественностью, в особенности набившие оскомину скандалы с руководством Общественной палаты города, вызванные непрозрачным и административным механизмом определения большей части её членов.
Алексей Меркушев отметил слабую работу в сфере решения жилищно-коммунальных проблем на основе положительного опыта отдельных домов и привлечения инвестиций. Важным ему показалось также обратить внимание на реализацию программы «Формирование комфортной городской среды», которая не должна превращаться в банальное асфальтирование дворов, а создавать благоприятные условия для проживания горожан.
В свою очередь руководитель Удмуртского отделения общественной организации ветеранов "Боевое братство" и член Общественной палаты Ижевска Игорь Быков пожелал проводить подобные мероприятия в Большом зале и приглашать к участию больше общественников. Он посетовал на нереализуемые возможности увеличения доходной части бюджета (за счёт постановки на кадастровый учёт незарегистрированных зданий) и весьма малое количество выделяемых на общественные мероприятия финансовых средств.
Антон Ишкатов одним из главных минусов работы Администрации посчитал сверхнормативное увеличение платежей за отопление, вызванное отдачей теплосетей в концессию в самом конце 2016 года. В целом он оценил работу Администрации крайне отрицательно, отметив старания в работе Ю.А. Тюрина наряду с недостатком политической воли в решении ряда вопросов.
Александр Тайгаров из «Автомобилистов Удмуртии» поднял вопрос, над которым дорожные активисты бьются уже не первый год: по его словам, квоты на содержание дорог делятся в кабинетах чиновников, а не на торгах, ради желания отдать финансирование заранее определённому победителю, и упрекнул Главу Ижевска за поддержку (в т.ч. публичную) таких методов. Также, по его мнению, кулуарность проявилась и в резком увеличении (на 70%) тарифов на вывоз снега без объективного обоснования.
Экологический активист Сергей Шишков отметил наличие ряда проблем в градостроительной и экологической сфере (в частности, с потенциальной застройкой зелёных зон) и отсутствия желания Администрации и её Главы эти проблемы решать. По его мнению, многочисленные совещания и публичные мероприятия проводятся лишь для имитации деятельности, не приводя ни к какому конечному результату. Также он посоветовал Администрации публично разъяснять объективные сложности в её работе, не боясь говорить людям правду о невозможности скорого решения многих проблем.
В целом общественники хотя и приводили замечания в адрес Юрия Тюрина, но поставили скорее положительную оценку.
Дмитрий Сурнин подвёл итог первой части, отметив ограниченность Администрации в финансовых и временных ресурсах. Общественникам он посоветовал почаще обращаться к своим депутатам, выясняя их мнение по волнующим вопросам и искать в их лице поддержку для реализации своих инициатив.
Вторая часть круглого стола, посвящённая способу избрания городского Главы, прошла с содержательной точки зрения заметно более бурно. Стоит отметить, что общественники в прошлом году также обсуждали эту тему.
Суть заданной темы заключается в смене подхода к определению Главы: по новой методике, если изменения будут утверждены Городской думой, будет организована комиссия по отбору кандидатов. Половина состава комиссии будет формироваться самой же Городской думой, а половина - лично Главой Удмуртии. После проведения конкурсных процедур, порядок которых также утвердить Гордума, комиссия представит ей на утверждение не менее двух кандидатов, из числа которых Гордума будет выбирать Главу.
В ответ на вопрос, кто же является инициатором изменений в Устав, Дмитрий Сурнин рассказал о проводившемся закрытом совещании под руководством Главы УР Бречалова А.В., на котором Главе городской Администрации была поставлена задача подготовить проект внесения изменений. Ппоэтому формально инициатором является сам нынешний Глава Ю.А. Тюрин.
Первым взял слово Антон Ишкатов, единственный из участников круглого стола, уже участвовавший в подобном конкурсе по выбору Главы Балезинского района. Он рассказал, что кандидатам предлагалось на выбор либо представить свою программу развития района, либо план своих действий после возможного избрания и защитить свою точку зрения. Он отметил очевидно негативные стороны конкурса, к которым отнёс закрытость кандидатов и их программ даже друг для друга, не говоря уже об общественности. В результате кандидаты не могут оценить объективность работы комиссии, не видя выступлений коллег по конкурсу и не имея возможности задавать вопросы друг другу.
Были на круглом столе и те, кто уже успел принять участие в конкурсе по "новой системе"
В результате начавшегося обсуждения было высказано много мнений о плюсах и минусах действующей и предлагаемой системы. Мнением общества сильно заинтересовались и другие городские депутаты, присутствовавшие на круглом столе.
Тимофей Клабуков считает, что этот вопрос исключительно политический и порождён желанием контролировать конкретную ситуацию, а также лишить городских депутатов части их полномочий.
Алексей Меркушев также поддержал действующую систему, отметив известность горожанам деловых и профессиональных качеств возможного Главы и обязательность успешного прохождения открытых избирательных процедур прежде возможного избрания, что добавляет кандидату легитимности.
Кирилл Рябцев посчитал, что предлагаемая система лучше как текущей, так и прямых выборов Главы, поскольку победа в них сегодня обуславливается, как правило, аппаратными и иными возможностями кандидата, а не его профессиональными качествами. Также он отметил, что должен быть чётко прописан регламент конкурса.
Александр Чумичкин счёл новую систему менее демократичной, поскольку в ней избиратели не участвуют даже опосредованно. По его мнению, преимуществом при этой системе будут обладать «близкие к телу» чиновники, а не профессионалы.
В свою очередь Дмитрий Сурнин осветил плюсы предлагаемой системы. К ним он отнёс более широкий круг возможных кандидатов, что увеличивает сегодняшние возможности: сегодня выбрать Главу можно только из числа депутатов. По его мнению, новая система не снижает возможности Городской думы контролировать работу Главы и Администрации, поскольку утверждать нового Главу будут также депутаты. Он считает, что новая система формализует участие Главы республики в утверждении Главы города и добавляет ему ответственности за принятые комиссией решения, но вместе с тем и усиливает властную вертикаль. Открытость Главы республики также добавляет обществу возможности просить об участии в формируемой комиссии отдельных своих представителей.
Сергей Шишков предложил называть вещи своими именами и не скрывать реальных причин предлагаемых изменений. По его мнению, за данными изменениями стоит желание Главы республики прямого и непосредственного контроля за ситуацией в определённых муниципальных образованиях. При декларируемой им открытости к мнению жителей республики и требованию открытости от своих подчинённых предлагаемая система избрания выглядит очень закрытой и заключает в себе много рисков кулуарного решения вопроса. Сергей отметил также, что довольно негативно выглядит полное молчание как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления о предлагаемых изменениях: никто не разъяснил и не разъясняет горожанам, для чего же предлагается новая система, в чём её необходимость, каковы её плюсы и минусы. Серьёзным минусом новой системы, перечёркивающим её возможные плюсы, он считает закрытость информации о кандидатах как от общества, так и друг от друга. Решения комиссии могут оказаться как позитивными, так и негативными, и довольно высок риск того, что завтра Главой города станет вообще никому не известный человек.
Среди общественников мнения по поводу правок в устав разделились - кто-то их поддержал, кт-то счел эти правки очередным ограничением местного самоуправления, но все сходились в одном - самое лучшее - это прямые выборы.
Другие активные горожане высказались в основном за прямые выборы Главы.
Было высказано и много предложений по реализации новой избирательной системы, если она будет принята. Антон Ишкатов предложил вести прямую трансляцию или видеозапись конкурса, публиковать программы и информацию о кандидатах публично на интернет-портале. Дмитрий Сурнин пообещал, что будет настаивать на включении в комиссию представителей общественности (в лице членов Общественной палаты города). Также очевидно необходимо тщательно и конкретно проработать механизм работы комиссии, исключающий возможные риски принятия недостаточно обоснованного решения.
Развернувшаяся дискуссия является подтверждением не лучшего отношения властей к своим избирателям: решение таких важных вопросов в тиши властных кабинетов даже без уведомления об этом общественности может весьма серьёзно повлиять на отношение людей к власти и снижению уверенности в правильности выбранного ими курса. Каков бы ни был способ избрания Главы, активные горожане хотят иметь возможность влиять на него и обладать полной и объективной информацией о каждом возможном кандидате. К большому сожалению, сегодня система местного самоуправления де-факто является частью системы государственной власти, хотя формально Конституция и декларирует обратное. И пока активных граждан явно недостаточно, нынешняя система позволяет назначенным сверху чиновникам принимать многие решения не в интересах людей и не нести за это никакой ответственности. Пожалуй, каждому из нас стоит задуматься, устраивает ли его это и готов ли он что-либо предпринять, чтобы это изменить.
Сергей Шишков
Фото: facebook.com