Через «узкое горлышко» конкурсов, проводимых Министерством транспорта УР, к пассажирским перевозкам чиновники пропускают лишь узкий круг перевозчиков. Рынок пассажирских перевозок – это население, мы с вами, те, кому требуются услуги по перемещению людей по их каждодневным надобностям. И нам, по большому счету, всё равно, кто нас будет возить, лишь бы это был удобный и безопасный транспорт с доступной ценой билета.
В столице республики, как мы видим, наряду с автобусами ИПОПАТ есть и коммерческие маршруты, они друг друга дополняют.
Но в глубинке, оказывается, не так. В Завьяловском районе почти три года длится безуспешная борьба индивидуального предпринимателя Андрея Чувашева за право возить жителей Новой Казмаски в Ижевск и обратно. За эти годы Андрея довели до разорения, разрушив его бизнес. И дело не только в личной беде мелкого предпринимателя. Куда хуже то, что жители Казмаски всё это время бедствуют без нормального обслуживания – конкурент, обошедший Чувашева в конкурсе, работает спустя рукава. А контролирующие органы смотрят на это (почему-то!) сквозь пальцы.
Вот история банкротства ИП Чувашева.
Многие жители Новой Казмаски ежедневно совершают поездки в Завьялово или в Ижевск. Не секрет, что подавляющее большинство трудоспособного населения Завьяловского района ежедневно ездят на работу в Ижевск, – у себя на месте работы нет, а кушать надо.
Только от Новой Казмаски до Завьялово более десяти километров. Пешком не дойти, на такси дорого. Местная администрация и люди должны были найти решение транспортной проблемы, обращаясь в различные инстанции. Единственный, кто откликнулся на чаяния народа, оказался Андрей Чувашев.
Частник Чувашев правильно рассудил, где он будет иметь небольшой, но надежный кусок хлеба, чтобы прокормить свою семью.
В 2009 году Чувашев, взяв кредит в банке, купил два автобуса, получив лицензию и заключив договор с местной администрацией, стал обкатывать маршрут.
В 2010 году Чувашев, как законопослушный гражданин, проведя все согласования, подал документы на открытие маршрута в Министерство транспорта УР, чтобы на законных основаниях, с уплатой налогов, возить людей по официально утвержденному маршруту.
В конце 2011 года на новый и обкатанный маршрут объявили конкурс, где позволили участвовать и Чувашеву. Жители Казмаски написали письмо в Минтранс, которое подписали 325 человек
Из четырех участников конкурса Чувашов получил второй результат, или на 5 баллов меньше, чем у победителя. Эти баллы «украл» у него одиннадцатый критерий из положения о конкурсе – вопрос «выполнял ли (претендент) ранее социальные перевозки?». И тут Чувашев столкнулся с заколдованным кругом - договор на выполнение социальных перевозок заключается с Минсоцзащиты по представлению Минтранса с победителем конкурса.
Что особенно поражает в истории с Чувашевым, так это то, что Минтранс и сам прекрасно видит, что выигравшее конкурс ИП Рубцова Е.В. «не выруливает». Так, маршрут начал действовать только спустя три месяца, а уже в декабре того же 2012 года сам Минтранс расторг с Рубцовой договор и выставил маршрут в бесконкурсном порядке на полгода… Но первой с документами у дверей министерства оказалась… всё та же Рубцова! Образно говоря, её в дверь выгнали, так она в окно влезла. Спрашивается, если договор накануне расторгли из-за нареканий пассажиров, так какого рожна нужно было опять заводить проблему в ту же колею?! Ведь опять та же Рубцова ровно три недели не выводила свой транспорт на маршрут, «вырванный зубами»!
Чтобы еще раз не возвращаться к этой мутной теме, наперёд скажем, что, не ожидая истечения бесконкурсного полугодия (на такой период ИП Рубцова было вновь допущена на маршрут № 328), уже в марте 2013 года Рубцова снова становится победителем поспешно проведенного конкурса. Поспешность тут понадобилась «партнерам» (имею в виду чиновников и их протеже) потому, что три месяца спустя законодательно был отменен тот самый дискриминационный 11-й критерий, благодаря которому конкурсной комиссии удавалось безболезненно оттеснять от перевозок ненужный элемент.
Между тем в самой Казмаске недовольство качеством перевозок нарастает – было направлено более двадцати жалоб в разные инстанции, состоялись два сельских схода с негативными выводами в отношении ИП Рубцова, в одном из которых участвовал и замминистра транспорта Попов А.И.
Депутат Госсовета, коммунист, руководитель фракции КПРФ в Госсовете Владимир Чепкасов в январе прошлого года провел заседание фракции, где лоб в лоб столкнулись две транспортные проблемы, оказавшиеся, по сути, двумя сторонами одной медали. С одной стороны, мелкие перевозчики, подобно Чувашеву (а их на самом деле немало!), выдавленные из бизнес с помощью аффилированных фирм, требуют защитить их бизнес от шашней монополистов. С другой стороны – «Удмуртавтотранс» пришел к законодателям просить дотацию на покрытие убытков от пассажирских перевозок… В чём парадокс? Этих убытков не было бы, если бы к отдаленным перевозкам был допущен мелкий бизнес, у которого нет огромного управленческого аппарата и дорогостоящей инфраструктуры «Удмуртавтотранса». Да и аппетиты у ИПшников куда скромнее. Эти потуги «подоить» бюджет со стороны монополистов продолжаются.
Но вернемся к судьбе Андрея Чувашева. Не сумев легальным образом сохранить свою работу, он какое-то время возил людей нелегально. Кстати, этим же занимаются сегодня десятки других мелких перевозчиков – у Минтранса и его контрольного отдела просто людей и сил не хватит уследить за всеми уголками республики! Но конкретно Чувашеву контролёры Минтранса успели здорово насолить – шесть раз на него налагали штрафы, которые в итоге (со всевозможными накрутками) выросли аж до 800 тысяч рублей. Его имущество сегодня описано. Автобусы стоят на приколе. При этом выяснилось, что Минтранс вообще не имел законных полномочий сам налагать и взыскивать штрафы. Это дело судебной системы. Тем не менее, Чувашев попал под раздачу. И ожидает для себя и своей семьи худшего.
А жители Новой Казмаски так и мучаются, набиваясь каждый день, как сельди в бочку, в крохотную «газель» ИП Рубцовой… Кому это надо?
Наталья Петрова