«Поручаю Правительству принять все необходимые решения, расширяющие доступ малых и средних предприятий к закупкам госкомпаний, в том числе четко определить обязательный годовой объем закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса. Это десятки и сотни миллиардов рублей, которые должны стать источником развития для отечественного предпринимательства»
Владимир Владимирович Путин.
При взгляде на Удмуртию иногда складывается впечатление – а в России ли мы живем? Вот, к примеру, для Миндортранса Удмуртии Президент России, видимо, не указ. Впрочем, обо всем по порядку.
Одна из самых крупных сфер, которая имеет обороты в несколько миллиардов в год, – дорожная отрасль. Если посмотреть тендеры на дорожный ремонт – из года в год они укрупняются, их берут одни и те же подрядчики, в основном это МУПы или ГУПы. В Ижевске, например, в прошлом году почти весь ремонт дорог был объединен в один тендер на 291 миллион, который взяло ОАО ДП «Ижевское», находящееся в собственности государства. При этом на торгах от начальной цены не было скинуто ни одного миллиона. Тендер на содержание дорог Ижевска также был всего один на весь Ижевск, и выиграл его МУП «ДРЭУ», который также ничего не скинул – не с кем было торговаться. А где же пресловутый малый и средний бизнес, где конкуренция? Это так выполняются поручения Президента?
18 марта состоялась рабочее совещание Постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики по экономической политике, промышленности и инвестициям, на которой депутатам представляли так называемый «антикризисный план» три министра. В том числе министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Виктор Павлович Вахромеев отчитывался за «свою» часть «плана». Ни слова в этом отчете не было о том, что средний бизнес будет допущен до дорожных тендеров. Зато депутаты услышали про успешный опыт с внедрением системы «Автоураган», хотя за два дня до этого появился отчет ГКК Удмуртской Республики о работе, в котором в числе прочего были указаны многомиллионные нарушения при реализации проекта этого сомнительного партнерства. Но или Виктор Павлович был не в курсе, или посчитал этот отчет мелочью.
Вопрос про тендеры был задан уже после доклада представителем ОО «Автомобилисты Удмуртии» Александром Тайгаровым, который также был приглашен на встречу: «Почему не разбиваются дорожные тендеры, почему из года в год тендеры берут в основном МУПы и ГУПы, почему не то что малый, но даже средний бизнес не допускается до госзакупок»? На что Виктор Павлович Вахромеев четко обозначил свою позицию – с крупными подрядчиками работать удобнее и, скорее всего, такая практика будет продолжена. Только так, считает он, можно сохранить качество ремонта дорог. На вопрос о том, где же качество, почему его не видно, Виктор Павлович посетовал на ставшее уже традиционным в республиканской власти «плохое наследство». Такое ощущение, что он не работал много лет в дорожной отрасли нашей республики и к «наследству» не имел никакого отношения.
К слову, про качество. К примеру, в Ижевске в прошлом году на сумму более полумиллиарда было отремонтировано всего около 26 километров дорог. Причем большинство из них отремонтировано одним слоем, толщина которого местами чуть более 3 см вместо требуемых по технологии двух слоев общей толщиной 10 см. Неудивительно, что такие дороги рассыпаются, не прослужив и 5 лет.
На фоне подъема рейтинга Президента России местные чиновники и депутаты соревнуются между собой на верность политике Президента и государства. Но будут ли они исполнять его поручения? Подкрепят ли эти клятвы верности реальными делами? Посмотрим – дорожные тендеры появятся совсем скоро.
Клабуков Тимофей