У любого более или менее профессионального журналиста или издания в органах власти есть свои источники информации. Далеко не всегда их можно раскрыть. Иногда чиновники, рядовые или высокопоставленные лица готовы рассказать о том, что реально происходит за кулисами и под коврами власти. Корреспондент нашей газеты на условиях анонимности встретился с действующим сотрудником Администрации Главы и Правительства Удмуртии (АГиП), занимающимся внутренней политикой. Он работал при трех лидерах Удмуртии - Волкове, Соловьёве, Бречалове. Наблюдения чиновника показались нам крайне любопытными. Диктофонной записи - больше двух часов. Предлагаем наиболее интересные фрагменты беседы.
Резиденция Главы Удмуртии таит в себе немало секретов. Всё самое интересное происходит под коврами коридоров власти
-Вы работаете уже при трех Администрациях: Волков, Соловьев и вот сейчас Бречалов. Если ретроспективно посмотреть на их правление изнутри системы, отличий много?
- Много. Тут даже спорить бессмысленно. Все эти три лидера абсолютно разные. Стиль управления, стиль общения с людьми, подчиненными… Команды разные. Вот у Волкова была, пожалуй, самая эффективная команда. Он был реальным лидером. Слушайте, даже мелкие клерки в резиденции у нас в аппарате о нем до сих пор с уважением и теплотой вспоминают. Соловьев так и не смог подобрать кадры под себя. Или не хотел. Всем верховодил Гальцин (бывший руководитель АГиП - прим.ред.) - человек, на мой взгляд, нечистоплотный, интриган. Аппарат его так и не принял. Соловьев Гальцину безропотно доверял. Мы в резиденции этого никак понять не могли, между ними отношения почти сына и отца были.
Первый президент республики Александр Волков скончался в мае 2017 года. С поста руководителя Удмуртии был смещен в феврале 2014 года. При всей его противоречивой натуре, пожалуй, большинство представителей удмуртской элиты по-прежнему “волковского призыва” и в душе верны ему, считая его правление “настоящим благом для Удмуртии”.
- Какие-то конкретные ситуации можете припомнить, которые бы характеризовали каждого лидера?
- Волков в отношении с подчиненными был в целом любезен, никогда не позволял фамильярности, не матерился, редко повышал голос. Он мог по душам поговорить с кем-то из аппарата. Соловьев вообще редко с кем-либо из клерков контактировал. Всем от его имени Гальцин занимался. Мне кажется, Гальцин - редкостный хам. Его не боялись, его просто ненавидели. В порядке вещей было для него стоять утром на входе в резиденцию и смотреть, кто и во сколько пришел. Или любил измерять длину юбок работников резиденции. Как ни странно, короткие юбки Гальцину на подчиненных не нравились. Бречалов нас тоже вниманием не жалует. Есть ощущение, что он и его команда вообще никому не доверяют. Плюс с ближайшими подчиненными Бречалов довольно резок, груб. Например, своим помощникам на официальных совещаниях может спокойно при всех сказать: «Эй, подойди». В порядке вещей для него грубо разговаривать с людьми. В резиденции говорят, что именно поэтому не смогла больше восьми дней проработать Марина Баль, назначенная пресс-секретарем Бречалова. Просто не выдержала...
Вот еще пример. Есть у нас в резиденции специальный человек, отвечающий за то, чтобы первые лица были сыты, еду им приносит. Эту женщину всегда тепло принимали Волков и Соловьев. Недавно она принесла обед Бречалову, при этом обмолвилась парой фраз, что-то о погоде, наверное. Так к ней через несколько минут прибежали специально обученные люди и сказали, чтобы она больше с шефом, Бречаловым то есть, не разговаривала вообще. Он мол этого не любит, когда с ним без спроса разговаривать начинают.
Чтобы что-то конкретнее сказать о Бречалове и его ближайшем окружении, надо их видеть почаще. Понимаете, мы их не видим. В каком-то смысле работа АГиП сегодня дезорганизована. Руководитель аппарата Смирнов из кабинета практически не выходит. С подчиненными общается редко. При Волкове нас Горяинов (экс-руководитель аппарата Президента Удмуртии - прим. ред.) собирал каждую неделю. Мы понимали, для чего работаем, какие цели стоят.
Не скрою, во время предвыборных кампаний административный ресурс использовался на всю катушку за «Единую Россию», за кандидатов от власти. При Соловьеве эта практика немного ослабла. Сейчас вообще тишина. Я думаю, они провалят явку на выборах Президента России. Именно они за это отвечают. Москва ставит жесткое требование - обеспечить явку. Не будет явки у них. Не умеют они работать.
В должности Главы Удмуртии Александр Соловьев проработал больше трех лет, пока в апреле 2017 года его не арестовали по подозрению в коррупции. Его правление ничем примечательным не отличалось. Соловьев не смог создать свою команду, а многое доверял своей правой руке - Андрею Гальцину, вокруг которого возникали постоянные скандалы, в том числе финансового толка. Сейчас Александр Соловьев находится под домашним арестом в Москве. На прошлой неделе некоторые Телеграм-каналы написали о его смерти. Впрочем, эту информацию старшая дочь бывшего Главы республики опровергла.
- Кстати, о новой команде. Молва связывает их с силовыми структурами. Особенно с ФСБ…
- Ну это вряд ли. Отношения с силовиками у новой команды не самые лучшие. А потом, ну неужели, как вы говорите, матерых чекистов сошлют в Удмуртию. Вы поймите, эти ребята, приехавшие на удмуртскую землю, они и не политики, и не управленцы. На мой взгляд, для них Удмуртия - это исправительно-трудовая колония. Кто уж их сюда сослал - сам ли Путин, или Кириенко так Володина уел, - этого мы знать не можем. Но я убежден, они мечтают отсюда поскорее уехать. Удмуртия для них, как говорит Бречалов, - вызов. Посмотрим… Времена для губернаторов непредсказуемые.
- То есть Вы хотите сказать, что новой команде не интересны политические процессы, происходящие у Удмуртии?
- Ну, по большому счету, наверное так. От выборов в Госсовет Удмуртии новая команда отстранилась. С «Единой Россией» никто сейчас в резиденции толком не взаимодействует. Это же нонсенс!..
- А по-моему, это хорошо…
- Ну как вам сказать. Чиновники наши привыкли к другому. Сейчас же полное игнорирование взаимодействия с партией власти. Кстати, вот тут надо сказать, что большинство чиновников АГиП, вопреки расхожему мнению, люди вообще довольно аполитичные. Вот спроси их, когда выборы и кого там вообще выбирают, процентов 30 вам не ответит. Гальцин, когда с этим столкнулся, он был в шоке. Как такое может быть в политической, мощной по ресурсам организационной структуре. Ну вот так, что поделать.
- Но, как бы это помягче сказать, финансовых нарушений на выборах было много. Об этом говорят многочисленные утечки и публикации в СМИ.
- Таких безобразий и вопиющих нарушений с точки зрения финансовой дисциплины, которые случались при Гальцине, не было при Волкове и Горяинове… Сотрудники ФСБ зря этой темой заниматься не стали. И потом, те документы, сметы, которые в свое время утекли в прессу, - это же все подлинники (ИГ "Стриж" публиковала документы об этих нарушениях в 2016 году) . В резиденции чиновники между собой эту ситуацию шепотом обсуждали. Отношение к Гальцину после всех этих громких историй внутри аппарата лучше не стало. Все видели и понимали, что человек этот пришел ненадолго и пришел заработать. При Главе Соловьеве сделать это было нетрудно.
Многие федеральные эксперты и аналитики полагают, что губернаторство Александра Бречалова в Удмуртии - не что иное, как ссылка, аппаратное понижение. После руководства Общественной палатой России и сопредседательства в путинском “Народном фронте” должность Главы в таком нищем депрессивном регионе, как Удмуртия, - не самый лучший подарок и, как говорит сам Бречалов, “вызов”.
- Какие ошибки, по-Вашему, уже совершил Бречалов, его команда? Взгляд изнутри.
- Самая большая беда Бречалова - это кадры. Так же было у Соловьева. Мы все знаем, чем он кончил. У Бречалова ситуация осложняется еще и тотальным недоверием его и членов его команды ко всему местному. В первую очередь, к людям, к нашим профессионалам. Все эти постоянные реляции о том, как здесь, в республике, замечательно, какие здесь люди - это попахивает лицемерием. Это же видно. На практике все иначе. На многие ключевые посты в Правительстве, в исполнительной власти люди до сих пор не назначены. Ну и что такого, спросите вы, всё же вроде бы работает как часы, отчеты пишутся, коровы доятся, заводы и фабрики работают. Но это только до первой кризисной ситуации. А она обязательно наступит, когда станет ясно, что работа некоторых ведомств дезорганизована. К ошибкам я бы еще отнес попытку реализации довольно сомнительных проектов. Вот вице-премьер Александр Свинин увлекся криптовалютами. Её в Сарапуле собираются майнить, будут там ферму якобы открывать. Вот увидите, как Соловьев на Камском мосту, так и Бречалов и его команда обязательно поскользнутся на этой теме. Правоохранители, насколько мне известно, относятся к ней с большим недоверием. Некоторые вообще видят в этих криптовалютах угрозу национальной безопасности. Мутная тема. И в этой мутной воде наша команда молодых технократов из Москвы решила половить рыбку.
Непросто складываются у Бречалова взаимоотношения и с удмуртским национальным сообществом. После довольно неоднозначных заявлений об удмуртском языке, я знаю, обиженных много осталось. Плюс вся эта ситуация с назначением на должность Председателя Госсовета Удмуртии не удмурта. Такова была традиция, чтобы там был удмурт. Но она была нарушена. И в управление по внутренней политике ходили жаловались, но что мы можем изменить?
- Взаимоотношения с Председателем Госсовета Прасоловым у Бречалова как складываются?
- Взаимоотношения у них сложные. Они друг друга недолюбливают. Но это, я думаю, от недопонимания, поколенчески они разные. А потом, Бречалов сам виноват, что еще летом допустил усиление Прасолова. Выборами в Госсовет надо было заниматься... Вот пусть теперь расхлебывают.
- Говорят, отношения портятся и с членом Совета Федерации от Удмуртии, сенатором Федоровым. Так ли это?
- Вот эта тема из резиденции кажется абсолютно надуманной. Мы здесь этого не видим. Есть ощущение, что некие люди просто хотят стравить Бречалова и Федорова.
- Кто в силах повлиять на решения Бречалова, кроме его ближайшего окружения?
- В принципе, таких людей здесь особенно и нет. Иногда приходится прислушиваться к окрикам из Нижнего Новгорода, из полпредства. ПФО какие-то уж совсем волюнтаристские решения корректирует. Например, так было с введением должности вице-губернатора Удмуртии, на которую уже успели назначить Смирнова. Насколько я знаю, Нижний Новгород настоятельно просил это решение отменить. Мог возникнуть скандал, такая должность просто не предусмотрена Конституцией Удмуртии. Вообще, мало кто, к сожалению, помнит, но у нас существует Конституция Удмуртии. Но читать ее Бречалову, видимо, было некогда.
- Бречалов - это кадровая ошибка для Удмуртии?
- Он не политик. Не хозяйственник. Не управленец по-хорошему. Возможно, хороший финансист. Опыт работы в Общественной палате РФ сложно считать настоящим управленческим опытом. Но вы посмотрите в интернете, что многие реальные общественники говорят о Бречалове. Многие с нескрываемой злостью пишут, что он, по факту, превратил Общественную палату в абсолютно декоративный орган. Но нам об Удмуртии думать надо, о себе любимых. Пока лично я пессимистично настроен..
- Вот Вы говорите, многие внутри аппарата недовольны командой молодых технократов во главе с Бречаловым. Вы лично недовольны? Почему Вы не уходите?
- Возникают такие мысли постоянно. Кто ведь как со своей совестью совладает. Заметьте, как много появилось различных утечек в СМИ за последнее время. Это все неслучайно. Недовольных служащих в резиденции, в АГиП немало. Я бы просто хотел, если получится, по-доброму этим интервью предупредить тех, кто сейчас у руля Удмуртии. За вами наблюдают и смотрят самые обычные люди, подчиненные. Что-то прощают, что-то нет. Вы, конечно, отсюда уедете, а нам здесь жить.
Опубликовано в газете "Другая Удмуртия" № 2 от 25 января 2018 г.
Фото: susanin.news, vestikavkaza.ru, pp-udmurt.ru, rbc.ru