Мы продолжаем рассматривать Общественные советы, созданные при Министерствах УР. Зачем-то же они создаются. И мы, просматривая очередной состав и деятельность Советов, каждый раз надеемся, что не «для галочки». Однако в очередной раз нас ждет разочарование. Хотя Общественные советы очень важны для развития города и республики. Если вдуматься, то это советы от общества, т.е. от нас — простых жителей.
Вот, например, посмотрим на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, которое в начале 2014 года возглавил Виктор Павлович Вахромеев.
Итак, 30 апреля 2014 года Приказом Миндортранса Вахромеев В. П. утвердил Общественный Совет при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства УР в следующем составе:
1. Николаев Валентин Федорович - председатель Удмуртской республиканской организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства;
2. Кузнецов Анатолий Петрович - заместитель генерального директора ОАО «Удмуртавтотранс»;
3. Кудрявцев Евгений Валерьевич – член Общественной палаты Удмуртской Республики, председатель Автономной некоммерческой организации «Центр развития молодежного предпринимательства Удмуртской Республики»;
4. Семенов Александр Викторович - объединение работодателей «Союз строителей Удмуртии», член Общественной палаты УР 2013 - 2016 гг.;
5. Зиятдинов Наиль Габдунурович – ООО «Экомир», директор по развитию, член общественного совета при МВД УР, заместитель председателя УРО Общероссийская общественная организация «Союз ветеранов Афганистана»;
6. Константинов Василий Кузьмич – пенсионер, начальник филиала Кизнерского ДУ ГУП УР «Удмуртавтодор» до 2011 года;
7. Михайлова Валентина Владимировна – главный инженер проекта ОАО «Автодормостроект».
Ну, во-первых, начнем с того, что, согласно п. 14 «Положения Об общественном совете при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики», численный состав Общественного совета не может быть менее 7 и более 15. Почему, Миндортранс принял такое решение — ограничиться малым количеством участников? Почему бы не расширить количество Совета в два раза? Разве это все люди, которые могут участвовать в деятельности Совета? Наверное, есть еще масса профессиональных и заинтересованных лиц, которые могут принести ощутимую пользу.
Например, мы не видим там ни одного из членов всем известной организации РОО «Автомобилисты Удмуртии». Достаточно странная ситуация, учитывая то, что по сути в Совет должны входить общественники, занимающиеся деятельностью в сфере дорожного управления.
Мы позвонили Екатерине Кабановой, Члену Совета РОО «Автомобилисты Удмуртии» за комментарием. Она сказала следующее: «Да, нам было предложено войти в Общественный Совет при Миндортрансе, примерно 2-3 человека. Мы, конечно, ответили на предложение согласием, и потом мы не раз интересовались о создании Совета и получали ответ, что он еще не создан» Когда мы сказали Екатерине, что Совет создан и состав утвержден, она была удивлена.
Интересно, какие причины возникли у Миндортранса, чтобы изменить свое решение и не включать в состав общественников? В Положении четко прописаны пункты, которые ограничивают вступление в Совет, ни под один из этих пунктов общественники не подходят.
Вызывает недоумение, почему не расширить Совет общественниками, которые за время своего существования проявили себя активно и не раз выдвигали дельные предложения?
А кто в списке? Например Кудрявцев Евгений Валерьевич, а также Семенов Александр Викторович. Чем они заслужили пристальное внимание руководства Миндортранса? Что они знают о деятельности этого Министерства?
В очередной раз создается впечатление, что подбирают исключительно «своих», чтобы чужие не лезли со своими мыслями и идеями. Очень хотим ошибиться в своих догадках, поэтому мы обязательно свяжемся с ними и спросим, что они успели сделать, как члены Совета.
Теперь посмотрим на «активную» работу созданного Общественного совета. Очень интересно. На сайте Минтортранса даже созданы специальные разделы для освещения деятельности Совета, похвально.
Итак, первый раздел. Предложения. Открываем, видим крупный заголовок: «Предложения общественного совета Главе Удмуртской Республики и Правительству Удмуртской Республики по совершенствованию государственной политики в соответствующей сфере деятельности Министерства». Ищем какую-то информацию, но кроме красивого заголовка на странице ничего нет.
Смотрим дальше. Доклады. Такой же яркий заголовок: «Доклады общественного совета о работе Министерства и доклады о деятельности общественного совета», - и вновь пустая страница.
Дальше - раздел: «Повестки и протоколы». Тут мы можем узнать, как часто собирался совет, что планировали решать, что решили. И видим такой же яркий заголовок «Повестки и протоколы заседаний общественного совета» и неожиданно - пустую страницу.
Ну и последний раздел: «Заключение». Та же история: под заголовком «Заключения общественного совета по результатам общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов» — пустота.
Из своих источников во вновь созданном Совете нам удалось узнать, что одно собрание Совета все-таки было, но помимо собственно знакомства участников и выбора секретаря ничего существенного на нем не обсуждалось.
Забавно, не правда ли?
Может никто из членов Совета не читал документ, который регламентирует их деятельность? А вот мы прочитали!
Согласно Положения, «Основной формой деятельности Общественного совета являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца». Получается, что за время существования Совета, они должны были собраться не менее 3 раз.
Можно ли считать Общественный Совет при Министерстве легитимным в случае, если регламент с самого начала нарушается? Не стоит ли в таком случае пересмотреть состав Совета? Или заседания были, есть решения, протоколы, прочие документы, но от общественности они тщательно скрываются в разрез пунктам 32 ,33 Положения: «На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») создается раздел для размещения информации о деятельности Общественного совета.
1. В разделе официального сайта Министерства в сети «Интернет» подлежит обязательному размещению следующая информация:
положение об Общественном совете; состав Общественного совета;
повестки и протоколы заседаний Общественного совета;
заключения Общественного совета по результатам общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
доклады о работе Министерства и доклады о деятельности Общественного совета;
другая информация о деятельности Общественного совета, размещение которой на официальном сайте Министерства в сети «Интернет» предусмотрено положением об Общественном совете».
Если информации на сайте нет, значит, ее нет вообще.
Печальная история.
Почему Глава УР, Александр Васильевич Соловьев, издав Указ об обязательном создании Общественных советов при Министерствах, не контролирует исполнение своих указов? Похоже, наши власти не понимают, что Общественные советы - это не дань моде.
Общественный совет - не оппозиция власти и не лоббист интересов какой-либо группы людей. Это советник и консультант власти, это эксперт и это - голос общественности, который должен быть обязательно услышан властью на самом верху с тем, чтобы принять верные решения. Поэтому Общественный совет должен иметь реальную возможность "вживую" донести до тех, кто эти решения принимает, мнение самых широких слоев населения. Имеем ли мы возможность донести свое мнение до властей при таких списках в Общественных советах при наших министерствах?
При таком формальном подходе к созданию, формированию и работе Общественных советов, возникает подозрение, что общественники там будут только мешаться под ногами. Ведь они как никто другой заинтересованы в улучшении ситуации. Поэтому Общественный совет при Миндортрансе создали тихо, без особого шума, снова «для галочки», для отчета.
Клабуков Тимофей