На сегодняшний день у каждого второго россиянина есть личный автомобиль. И каждый, у кого он есть, понимает, что быть автовладельцем в России очень дорого и сложно. Безусловно, плюсы в быстроте и комфорте передвижения на личном автомобиле не сравнятся с поездкой на общественном транспорте, особенно в час пик. Однако, приобретая автомобиль, автолюбитель должен понимать, что здесь начинается самое «интересное».
Расходы на техобслуживание, на парковки и платные стоянки, оплата штрафов ГИБДД и, конечно же, расходы на топливо – все это лишь малая часть содержания автомобиля. По данным расчетов компании Pricewaterhouse Coopers, Конец формысодержание среднестатистического автомобиля в России обойдется в 304,7 тысячи рублей в год. В США же стоимость владения примерно таким же автомобилем составит 223,4 тысячи рублей в год, что на 26,6% меньше, чем в России. При этом не стоит забывать, что содержание автомобиля отнимает не только деньги, но и нервы. Автолюбители почти ежедневно сталкиваются с разбитыми дорогами, нерабочими светофорами, которые усложняют движение, нарушающими правила дорожного движения пешеходами, автоэвакуаторами. И в 2003 году появляется новая проблема - обязательное страхование автомобиля.
ОСАГО: введение в курс дела
Самым распространенным видом страхования в России был и, пожалуй, остается ОСАГО. И это неудивительно, ведь данный вид страхования считается обязательным, а по данным интернет-газеты Newslab уже в первый год (по состоянию на 1 января 2004 года) охват российского автотранспорта автогражданкой составил более 95%. Отсутствие этого документа грозит автовладельцу штрафом до 800 рублей и снятием государственных номеров.
И вроде бы автолюбители уже начали потихоньку привыкать к нововведению, как страховой рынок встряхнуло повышение лимитов выплат по «автогражданке» и рост ее тарифов. Так, в ряде крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, тарифы на ОСАГО неоправданно завышены. По данным odnako.org за 2013 год, при базовой ставке тарифа 1980 рублей, столичные цены на полисы для физлиц составляли порядка 4,5 тыс. рублей.
Однако в 2015 году произошло еще одно повышение базового тарифа ОСАГО. И эти изменения привели к тому, что с апреля 2015 года он вырос примерно на 40% и для физлиц составил около 3500 тысяч рублей. Сегодня же средняя стоимость ОСАГО составляет почти 5 000 рублей.
Автовладельцы и ОСАГО: коротко о наболевшем
Многие автовладельцы склоны думать о том, что ОСАГО – это пустая трата денег. Необычные принципы расчета ее стоимости, постоянные повышения тарифов и «подводные камни» не вызывают их одобрения.
Глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев («Единая Россия») заявил, что работа по совершенствованию системы автострахования нужна и обязательно будет продолжена. «Я считаю, что должны появиться независимые технические эксперты, которые должны честно просчитать стоимость ущерба, и страховые компании должны их честно выплачивать», - подчеркнул депутат. Москвичев сообщил, что «ОСАГО Партия будет жестко контролировать».
Однако подавляющее большинство автолюбителей уверены, что ОСАГО – это и еще и ужасная трата времени и сил. «Когда я приобретала ОСАГО в прошлом году, – рассказывает Светлана Загуменова, - потратила все свои нервы и силы. В первый день я занимала очередь с 5 утра, но так и не попала. На следующий день пришла еще на полчаса раньше, а там уже была очередь из 20 человек!».
Такие проблемы с покупкой ОСАГО существуют во многих регионах страны. Однако уже с 1 января 2017 года полисы ОСАГО стало возможным оформить электронно через Интернет. Казалось бы, это должно значительно облегчить жизнь автовладельцам: ведь теперь водителям не надо будет с ночи занимать очередь, чтобы купить бланк, без которого на дорогу выезжать запрещено. Но и здесь автовладельцы сталкиваются с некоторыми техническими проблемами. Многим автолюбителям по-прежнему приходится идти в офис страховщика и отстаивать огромные очереди. «Мне нужно было срочно продлить полис ОСАГО, - рассказывает Игорь Сухарев. - Прибыл в офис, простоял в очереди 3 часа - и всё впустую. Тогда решил попробовать купить электронный полис этой компании. Трудности начались прямо с порога - любая страница грузилась очень долго, промучился около 4,5 часов, так и не смог даже ввести данные для полиса. Пришлось на следующий день вновь ехать в страховую компанию и занимать очередь».
Чтобы приобрести электронный ОСАГО, надо не только ввести множество цифр и нигде не ошибиться, но и постараться при этом сохранить свои нервы. «Когда в прошлом месяце я оформляла ОСАГО, я за 3 часа выучила все номера своих документов, - рассказывает Ольга Березина. - Страница сайта постоянно зависала, и выскакивала ошибка 404 — не найдено».
Однако, несмотря на это, по официальной статистике Российского Союза Автостраховщиков (РСА) в январе 2017 года автовладельцы приобрели через интернет почти 190 тысяч полисов е-ОСАГО. Ведь в соответствии с законом об ОСАГО автовладелец обязан иметь при себе полис автогражданки или распечатанную на бумаге информацию о заключении договора е-ОСАГО и предъявлять его сотруднику ГИБДД.
Отношение к ОСАГО в Удмуртии
Несмотря на появление возможности более быстрого получения заветного полиса ОСАГО, отношение ижевчан к оформлению полиса ОСАГО все равно остается разным.
- Я не могу дать ни положительной, ни отрицательной оценки данной процедуре, потому что она считается обязательной, - говорит ижевчанин Николаев Андрей, (стаж вождения - 31 год) – Конечно, я не считаю ОСАГО бесполезной тратой денег вообще, но КАСКО в данной ситуации мне нравится намного больше. Если бы оформление полиса ОСАГО не было обязательным, то я бы между ОСАГО и КАСКО, безусловно, выбрал второе.
По словам же начинающего автолюбителя, полис ОСАГО – лучший вариант страхования своего автомобиля.
– Услуги ОСАГО необходимы хотя бы для элементарной дисциплины при решении споров в случае ДТП, – поясняет Мулина Наталья (стаж вождения 1,5 года). - Я сама нейтрально отношусь к ОСАГО. Если сравнивать его с другим видом страхования - КАСКО, то для меня, как начинающего автолюбителя, предпочтительнее ОСАГО, хотя бы по причине относительно невысокой его стоимости.
Как говорится, любишь ездить на автомобиле – люби и ОСАГО оформлять. И как бы ни совершенствовался этот вид страхования из года в год, споры вокруг него были и будут возникать. Кстати, противники ОСАГО активно пользуются дисбалансом в системе – по словам РСА Игоря Юргенса, около 1 млн российских автовладельцев ездят без полиса, поскольку выгоднее заплатить штраф 800 рублей. Довольно интересный ход, не так ли? Однако в Госдуме уже рассматривается проект повышения штрафа за отсутствие у водителя полиса ОСАГО более чем в шесть раз — до 5000 рублей. Ответный ход, так сказать. Каждый автолюбитель должен осознать для себя, что при покупке автомобиля, он приобретает, в том числе, и ответственность за его страхование.
Анастасия Артемьева