Для каждого жителя города имеет значение, по каким улицам мы ходим, каким общественным транспортом мы пользуемся, созданы ли условия для обучения наших детей в школе или детском саду. Нельзя сказать, что всё это зависит от одного человека, но в конечном итоге один человек – Глава города управляет всем этим хозяйством и распоряжается нашим общим, городским, имуществом. Следовательно, от качества управления и от организации работы десятков муниципальных учреждений самым непосредственным образом зависит наша повседневная жизнь.
Поэтому вопрос, кто и каким образом будет поставлен во Главе городского хозяйства, всегда будет злободневен. И вот дискуссия началась в очередной раз. В прошедшую среду, 12 июля, в стенах Администрации Ижевска прошёл круглый стол по теме выборности Главы города, организованный депутатом Городской думы Дмитрием Сурниным.
На круглый стол были приглашены ижевские общественники, блогеры и просто активные горожане. Среди участников были первый секретарь республиканского комитета Комсомола Удмуртии Антон Ишкатов, руководитель регионального отделения движения «Открытая Россия» Тимофей Клабуков, председатель общественной организации «Защита прав собственников ЖКХ» Алексей Меркушев и другие.
К основному вопросу круглого стола - должны ли выбирать Главу горожане или депутаты - участники подошли с разных сторон. Открывая круглый стол, Дмитрий Сурнин отметил, что считает сегодня этот вопрос довольно актуальным и важным в условиях большого количества проблем в городе. И это послужило основной причиной организации дискуссии.
Тимофей Клабуков отметил перекос полномочий между Городской думой и Администрацией в пользу последней, что еще более усилится, если Глава будет выбираться на прямых выборах. Поэтому Тимофей считает необходимым перераспределить полномочия в сторону Городской Думы для меньшей концентрации власти в одних руках. Антон Ишкатов считает нынешний механизм выбора Главы депутатами Городской думы из своего состава не отражающим мнений большей части горожан, поскольку фактически за депутата, ставшего Главой, проголосовало лишь несколько тысяч человек в одном из более чем двадцати округов.
Общественники в сфере ЖКХ, Алексей Меркушев и Станислав Широбоков, как руководители ТСЖ отметили низкую активность большинства жителей даже в вопросе управления своим многоквартирным домом. Но, по их опыту, активность жителей начинает серьёзно расти, если они видят хорошую и качественную работу по решению вопросов и проблем их жилья. Поэтому городу необходим позитивный пример хорошего управления, который может привести к росту числа горожан, заинтересованных в контроле и участии в управлении городом.
В свою очередь Дмитрий Сурнин подчеркнул важность способа выбора с точки зрения ощущения «обязанности» Главы перед теми, кто его выбирает. Ведь если его выбирают депутаты, то он будет чувствовать себя обязанным им, а не жителям города. Что само по себе отражает некую уродливость нынешней политической системы, когда в итоге работа многих депутатов направлена совсем не на достижение благ и интересов горожан, а на использование властных рычагов в целях решения проблем своего бизнеса.
Алексей Хлебников считает, что выборность Главы горожанами - процесс на длительную перспективу и даже за один-два срока вряд ли принесёт положительные результаты. Но в дальнейшем, когда система сложится, она, по его мнению, будет функционировать намного более эффективно сегодняшней.
Сергей Шишков перенёс акцент на «технократичность» и важность Главе быть в первую очередь хорошим управленцем и организатором. Поэтому, по его мнению, Главу можно было бы вообще не выбирать, а назначать по результатам экспертного конкурса на соответствие всем необходимым компетенциям. Но здесь встают вопросы отсутствия как такового независимого экспертного сообщества и отсутствие законодательных возможностей. В сегодняшнем законодательстве итоги конкурса де-факто определяются желанием Главы региона, ведь он назначает половину членов конкурсной комиссии.
Говоря о способе выбора Главы, нельзя не отметить особенности сложившейся за последние полтора десятка лет системы «вертикали власти», де-факто уничтожившей возможности местного самоуправления. На сегодняшний день бюджеты подавляющего большинства муниципальных образований сильно дефицитны - затраты и обязанности лежат грузом на их бюджетах, а большая часть налогов уходит в федеральный бюджет. И руководители органов местного самоуправления поставлены в прямую зависимость в своих действиях от руководителей регионов и федерального центра, рискуя не получить деньги на обеспечение даже первостепенных нужд, если они будут проводить самостоятельную и независимую политику. В таких условиях полноценно жить могут лишь немногие муниципалитеты, сводя свои балансы без дефицита.
В ходе круглого стола прозвучало ещё немало мнений и идей о плюсах и минусах прямой выборности Главы города, что отражает важность продолжения обсуждения этой темы в дальнейшем.
Подводя итог обсуждению, Дмитрий Сурнин привёл пример жителей Перми, собравших около 160 тысяч подписей против отмены прямых выборов мэра, и выразил надежду, что, может быть, и Ижевск сможет пойти подобным путём. Ведь, к конечном итоге, как бы нас ни пристёгивали «к ноге», мешает нам устроить свою жизнь только наша пассивность. И пока гражданская сознательность не созреет в наших головах, надеяться на решение проблем будет весьма и весьма наивно.
Сергей Шишков