Дата принятия Основного закона – повод проанализировать основные направления, сущность, его смысл, выявить достоинства и пробелы. Это характерно для закона, принимаемого впервые в истории государства. 14 марта 1937 года Удмуртия как республика (государство) в составе России (РСФСР, СССР) впервые приняла свою Конституцию.
В настоящий момент документ труднодоступен для всеобщего обозрения лицами, интересующимися конституционно-правовым развитием Удмуртии, лишь в 2016 году на выставке в краеведческом отделе Учебно-научной библиотеки УдГУ была возможность рассмотреть текст первого Основного закона Удмуртии со времен обретения государственности.
Особенностями принятия Конституции Удмуртии стали такие факторы как: утверждение, которое состоялось лишь в 1940 году; практически полная подчиненность законодательству РСФСР (а равно отсутствие предметов ведения УАССР, данная тенденция прослеживается и в редакции Конституции Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 года), двоякость (пробельность) природы УАССР как государства: с одной стороны, УАССР провозглашалось социалистическим государством рабочих и крестьян, в тоже время лишь вне пределов Конституции СССР и Конституции РСФСР осуществляла государственную власть на автономных началах. Отметим, что в статье 1 Конституции УАССР 1937 года отмечалась некая самостоятельность Удмуртской автономной республики, а вот в Главе Конституции под названием Государственное устройство Удмуртия оказалась подчинена общегосударственному законодательству РСФСР и СССР. Данная тенденция прослеживается и в пункте «а» ст. 17, констатирующей, что УАССР принимает свою Конституцию и вносит на утверждение Верховного Совета РСФСР. Таким образом, первая Конституция Удмуртии не являлась самостоятельно реализованным документом, а была подчинена авторитарному устройству государства. Напомним, что Верховным Советом РСФСР первая Конституция Удмуртии была утверждена лишь в 1940 году.
Основным достоинством Конституции Удмуртии (УАССР) 1937 года является историко-территориальное устройство Удмуртии. Стоит отметить, что до 1934 года Удмуртия находилась в составе Нижегородского края, а с 1935 года как автономная республика в составе РСФСР. Конституция УАССР стала первым самостоятельным основным законом республики на автономных условиях без принадлежности к иному субъекту государства.
Территориальное устройство Удмуртии было определено преимущественно по некоторым сельским районам и значительно отличалось от современного административно-территориального деления. Так, в статье 14 Конституции УАССР 1937 года устройство Удмуртии среди современных районов Удмуртии составляли такие районы, как Ижевский, Пудемский, Карсовайский, Тыловайский, Бемыжский районы.
Стоит остановиться и ещё на одной особенности Конституции УАССР 1937 года. Вопреки распространенному утверждению об установлении первой Конституцией Удмуртии 1937 года двух государственных языков – удмуртского и русского языка, при её детальном анализе не была выявлена соответствующая прямая норма, а равно документальное подтверждение данного тезиса. В статье 76 Конституции УАССР 1937 года лишь отмечалось, что удмуртский язык является языком судопроизводства наравне с русским языком.
Таким образом, история становления конституционно-правового развития Удмуртии противоречива, сложна и интересна. Провозглашая Удмуртию социалистическим государством рабочих и крестьян, законодатель фактически подчинил Удмуртию к общесоюзным реалиям, без определения предметов собственного ведения; Удмуртия не была наделена полномочием по самостоятельному утверждению своей Конституции; Конституцией Удмуртии 1937 года не был утвержден удмуртский язык как государственный язык, а сфера его функционирования ограничивалась, по букве закона, судопроизводством.
Вместе с тем, Конституция Удмуртии 1937 года стало отправной точкой в развитии конституционного права, пусть и с признаками деформизма и пробельности.
Корреспондент Серги Бехтерев