В жизни удмуртского (вотякского) народа личность Кузьмы Павловича Чайникова (Кузебая Герда) широка и многогранна. Именно он заложил основы современного удмуртского языка, на его примере в 2010-х гг. началось возрождение удмуртского общественного движения, целью которого является повсеместное использование удмуртского языка во всех сферах жизнедеятельности Удмуртии: образовании, науке, законотворчестве, а также продвижение удмуртской культуры, в том числе и на международном уровне (победа коллектива «Брангурт песянайёс» на Евровидении 2012 года).
Кузебай Герд в самом начале становления государственного строительства Удмуртии в 1920 году избрал служение народу и выбрал соответствующее имя – Кузебай Герд (главенствующий узел – единство). Таким образом, он хотел стать мессией своему народу, разбудить его «Султэ, вырӟе, эшъёсы», «Тазалыко мед луоз Республикамы». Он подарил поэтическую жизнь некоторым удмуртским исследователям стиха – Ивану Еремееву, Александру Наговицыну (Александр Эрик), способствовал развитию творчества Ашальчи Оки, которая осталась верна ему и в годы репрессий.
Кузебай Герд выступал и основоположником национальной печати, входил в редакционную коллегию газеты «Гудыри» в 1920-е гг., являлся романтиком революции, однако до конца своей земной жизни так и не стал членом партии. Революцию Кузебай Герд воспринимал как пожар, как искру, способствующую новой, светлой жизни, однако в последнем сборнике стихов «Легетъёс» признавал некоторые перегибы советской власти.
Кузебай Герд был в своей многогранной деятельности актором – самостоятельным исполнителем, но не актёром, зависимым человеком.
Кузебай Герд отстаивал позицию статуса Удмуртии как республики, но не автономии, хотя не являлся политиком в отличие от Иосифа Наговицына и Трокая Борисова. Тем не менее, Кузебай Герд был гражданином, поэтом с большой удмуртской буквы, учителем, наставником, положительным человеком (как сказали бы в наше время, правильным человеком), и его доброе имя не должно вызывать никакой критики.
Творчество Кузебая Герда стало объектом изучения некоторых деятелей, в частности, Петера Домокоша, Фомы Кузьмича Ермакова, Николая Спиридоновича Кузнецова, Александра Григорьевича Шкляева, Алексея Афанасьевича Ермолаева, ижевского поэта Андрея Гоголева.
В литературных кругах появилось понятие «Гердоведение», а элементами познания его творчества выступают ежегодные Гердовские чтения, вечера памяти Кузебая Герда, присвоение премии Кузебая Герда. В 1999 году появилась газета (приложение) всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш» и получила имя «Герд». Именем Кузебая Герда названа одна из улиц города Ижевска, в 2000 году его имя присвоили Национальному музею Удмуртской Республики, 2 ноября 2005 году был установлен памятник Кузебаю Герду в Ижевске, а 29 октября 2014 года память Кузебая Герда была увековечена и в Вавоже.
До сих пор в жизни и творчестве Кузебая Герда остаются белые (неисследованные) пятна: в частности, роль Максима Горького в «спасении» Герда от расстрела в 1933 году; иных инициативах Кузебая Герда по развитию удмуртского языка, взаимоотношениях с коллегами-писателями; его жизнь в Соловецком лагере особого назначения. Дата гибели Кузебая Герда тоже является объектом дискуссий и утверждений о том, что выдающийся гражданин своего народа погиб не в урочище Сандармох 1 ноября 1937 года, а был вывезен агентами НКВД в Ижевск и погиб в 1941/1942 гг. Так или иначе, вся правда о жизни и последних годах жизни Кузебая Герда на Соловках известна лишь определенному кругу лиц (ныне ушедших из жизни), в свою очередь, герои и выдающиеся личности не умирают, они навечно с нами.
Уже сейчас укоренилось представление о Герде как удмуртском Пушкине. Данная позиция близка к истине, так как судьбы этих выдающихся поэтов схожи. В частности, и Пушкин, и Герд придерживались умеренных сношений с государством и властью, эти две яркие личности любили свой народ и оказались ими преданы: Пушкин в конце жизни испытывал недостаток опубликования своих произведений, творчество Герда недооценила газета «Гудыри» и «Ижевская правда». Самое главное, что имена этих личностей с большой буквы навечно вписаны в летопись русского и удмуртского народа.
В 2018 году Кузебаю Герду исполняется 120-летие со дня его рождения. Юбилей – это повод для выдвижения инициатив, совершенствования. Мною предлагаются такие локальные проекты:
- проведение Республиканской викторины, посвященной жизни и творчеству Кузебая Герда;
- постановка спектакля Национальным театром Удмуртской Республики и (или) снятие фильма о жизни и творчестве Кузебая Герда на примере фильмов «Узы-боры», «Пузкар», «Тень Алангасара»;
- создание в Национальном музее Удмуртской Республики выставки (экспонатов) о Кузебае Герде и на удмуртском языке на равных условиях с русским языком;
- переиздание Издательством «Удмуртия» произведений Кузебая Герда в новом, современном томе.
Безусловно, эти предлагаемые инициативы не единственные проекты для дальнейшего продвижения удмуртского языка как память и дань уважения Кузебаю Герду. Самыми главными инициативами являются: массовое тиражирование современного удмуртско-русского словаря, создание полноценного русско-удмуртского словаря, законодательное закрепление гарантий (уверенности в будущем) использования удмуртского языка, признание его равноправия на равных условиях с русским языком (победа государственного двуязычия). Уверен, что Кузебай Герд подписался бы под каждой благой инициативой, направленной на развитие и продвижение удмуртского языка.
Сергей Бехтерев