Новости о том, что в Удмуртии появится то один кластер, то другой практически постоянно находятся в информационном пространстве. Мы слышали уже и про нано-кластеры, и про производственные кластеры, и про свободные экономические зоны, ТОРы, моногорода – но почему то все эти проекты сперва зависают на стадии «вот-вот начнется реализация», а потом бесследно пропадают, что же в реальности стоит за этими громкими проектами и насколько велики шансы их реализовать, похоже, вообще мало кого интересует. Иногда складывается впечатление, что уже поставлено на поток - взять, написанный на скорую руку проект, с красивой картинкой и громким названием и через подконтрольные местные информагентства создать инфоповод - что вот, мол, работаем – вот какой амбициозный проект продвигаем. А что нет ни инвесторов, ни денег на реализацию этого проекта, что сам проект – лишь название да красивая презентация – об этом можно и не писать - достаточно указать, что включили в один из множества декларативных, ни к чему не обязывающих документов - какукю нибудь стратегию или план, жалательно долгосрочный, чтобы потом в будущем кто-нибудь другой отчитывался за его исполнение.
Вот к примеру из последнего – «В качестве площадки для проведения выставки ЭКСПО в Ижевске я предложил «Робоград» – Сетевой город будущего - город новых стандартов. Проект его строительства включён в Стратегию социально-экономического развития Удмуртии на период до 2025 года» - заявил Александр Соловьев после совещания в правительстве на тему «перспективы выдвижения кандидатуры России на проведение международной выставки «ЭКСПО-2025». Новость разлетелась по СМИ и соцсетям и разбила обывателей на два противоположных лагеря – одни восхищаются амбициями (бюджет например ЭКСПО-2020 в Дубае составляет 35 млрд $ - это 2,3 триллиона рублей или 42 годовых бюджета Удмуртии), а другие предлагают вернуться с небес на землю и заниматься реальными проблемами Республики, которых более чем хватает. Чтобы разобраться, мы решили изучить - что же все таки кроется под громким названием «Робоград», который и является ядром замысла по привлечению международной выставки в Удмуртию. На сайте http://robograd18.ru/ мы увидим, что вообще проекта пока нет, есть лишь несколько презентаций, составленных из довольно банальных тезисов наподобие «Развитие оборонной промышленности – приоритет государства на краткосрочную перспективу» и набора разных красивых картинок эскизов проектов, впрочем, взятых с других, не имеющих отношение к Ижевску объектов.
Также из этой же презентации мы узнаем, что для разработки проекта необходима материальная помощь государства. Помимо текстовой презентации на сайте также можно найти видео презентацию, в которой присутствуют откровенные ляпы - например, что Ижевск находится на пересечении трас М5 и М7. Изучив, насколько это возможно проект мы пришли к выводу, что сама суть лишь в том, что Ижевску необходим город-спутник, который надо строить с нуля и очень технологичным. Но все стает на свои места, когда мы выясним автора проекта - директор ООО «Актив-Финанс и К» Николай Мамаев, наиболее известный как бизнесмен, который занимается подготовкой и перепродажей земли. Два года назад, на заре «Технополиса», (первоначальное название проекта «Робоград») участок под ним (который принадлежит самому Мамаеву) имел статус земель сельскохозяйственного назначения, идея же Мамаева, судя по ряду публикаций в СМИ, заключалась в переводе участка в статус земли под застройку, что дало бы возможность взять под залог этого участка хороший кредит в банке и на эти средства начать строительство. Собственно стандартная практика имевшего популярность некоторое время назад коттеджного бума – берешь дешевый участок и зарабатываешь на его переводе в другой статус и перепродаже в розницу. Сейчас концепция проекта – инвестором должен стать резидент, который захочет построить на территории «умного» города офис или жилые здания. Очередь из инвесторов пока не стоит – похоже что крупный бизнес не считает проект перспективным. Считают ли власти Удмуртии проект перспективным или активное его обсуждение и включение в «Стратегию социально-экономического развития Удмуртии на период до 2025 года» (кстати со слов депутатов Госсовета, которые утверждают как саму стратегию. так и любые правки в нее – они ничего не слышали о наличии данного проекта в стратегии) лишь очередной пиар-повод для повышения личного медиа-рейтинга (базовый показатель - количество упоминаний в СМИ) Главы Удмуртии, вопрос пока открытый.
Тимофей Клабуков