В конце апреля актуальность необходимости нового «парада объединений» (кампания по объединению регионов в 2003-2008 годах) подняла сперва Валентина Матвиенко, а затем тему развил ее коллега по Совфеду Сергей Калашников. В качестве аргументов сенаторы называли необходимость в создании «мощного экономического кулака на определенной территории», по их мнению, именно в условиях кризиса особенно актуальна экономическая интеграция. Обсуждение тогда как в Совфеде началось, так там же благополучно и закончилось, и мы бы наверное не вспомнили о нем, если бы не крайне любопытное высказывание мэра Перми Игоря Сапко, (возглавляет выдвигаемую Единой Россией объединённую региональную группу кандидатов в Депутаты Госдумы от Удмуртии и Пермского края), сделанное на съезде «Единой России»: «Я считаю правильным, взвешенным и логичным решение объединить территории Удмуртии и Пермского края. Мы объединены социально-экономическими, культурными, этническими связями. Наши города создавались, как заводские поселки, которые в дальнейшем выросли в промышленные города и сегодня промышленность является основой экономики и определяет динамику развития наших территорий» - передает его слова пресс-служба «Единой России». И хотя похоже на то, что он высказался всего лишь по поводу объединения «Единой Россией» на выборы двух региональных групп – большинство СМИ трактовали это высказывание как призыв к полноценному объединению регионов, слиянию в единый регион.
Насколько возможен шанс объединения регионов и каков опыт регионов, уже прошедших процедуру объединения?
Вот что пишет журналист издания proper.ru Яна Яновская по прошествии 10 лет после объединения: «Что ожидали жители от объединения? Не знаю. Я четко понимала, что никаких перемен к лучшему после объединения не будет. Округ всегда был дотационным, а теперь и край у нас перестал быть донором. Денег в округе не было, нет и сейчас. Развития бизнеса и дорог — тоже. Многие люди просто уехали из округа. За 10 лет численность населения снизилась на 30%». Стоит ли ждать чего-то принципиально иного от объединения Удмуртии с Пермским краем? Не думаю. Если сейчас Ижевск какой-никакой столичный город – то после объединения он станет обычным периферийным городком, наиболее активная и амбициозная молодежь скорее всего начнет переезжать в Пермь или еще дальше. Также Удмуртия потеряет свое прямое представительство в Совете Федерации и Государственной Думе. Рассчитывать на развитие экономики в таких условиях мне кажется крайне наивно.
А теперь давайте посмотрим насколько реально объединить округа с чисто процедурной точки зрения. Обязательной процедурой перед объединением должен стать референдум, на котором жители объединяющихся субъектов должны высказаться «ЗА» объединение. Если жителям Пермского края процедура укрупнения не несет каких-либо очевидных негативных последствий, то для Удмуртии они очевидны. На первый взгляд жителей Удмуртии будет очень тяжело склонить к референдуму, но тут лоббистам объединения может помочь как раз предвыборное законодательство – чтобы в период перед референдумом публично агитировать против объединения регионов необходимо в установленном порядке зарегистрировать инициативную группу, а сделать это, в условиях существующего законодательства, не так просто. Как показывает опыт регионов, прошедших объединение – избирком может запросто не зарегистрировать группу «против объединения», а даже если группу будет поддерживать сильная команда юристов, которая сможет восстановить регистрацию через суд – эта процедура может занять длительное время – например в Кудымкаре такую группу зарегистрировали через суд за два дня до референдума, когда было уже поздно, общественное мнение, в результате массированной информационной поддержке в местной прессе, тогда уже окончательно сложилось к объединению. Также ряд СМИ, выступавших против объединения в тот период, сперва жаловались на внезапно появившееся к ним пристальное внимание прокуратуры, а впоследствии риторика этих СМИ повернулась до строго противоположной – они также начали выступать за объединение субъектов.
С региональной элитой, которая безусловно будет против объединения, работать будет конечно гораздо сложнее, но как показывает опыт Коми-Пермяцкого автономного округа, где вся элита была изначально против, но впоследствии, за очень редким исключением, выступила за – это также вопрос решаемый. В период подготовки к референдуму Коми-Пермяцкий автономный округ посетили десятки федеральных чиновников, а апофеозом ситуации стал приезд Владимира Путина в начале ноября 2003 года (рефрендум прошел 7 декабря 2003 года) – «Ваше решение вполне оправданно. Объединившись, вы сможете более гармонично развивать свою экономику» - сказал в ходе визита Владимир Путин.
Также очень любопытна судьба основного идеолога и организатора процесса объединения – Юрия Трутнева – после удачного присоединения его карьера резко пошла в гору. С этой точки зрения становится вполне понятна мотивация Юрия Сапко, если он реально возьмется за процесс объединения регионов.
Тимофей Клабуков