Уже второй год я работаю проводником пассажирского вагона в отряде «Рассвет». И сказать, что я получила много эмоций за два лета, это не сказать практически ничего. Я общалась с совершенно разными людьми, преодолевала языковой барьер, разговаривая с иностранцами, и даже проходила различные проверки на профпригодность.
Вступить в Российские студенческие отряды я хотела ещё в школе. Меня привлекла сама мысль, что я могу ездить по всей стране, общаться с людьми и, естественно, зарабатывать карманные деньги.
Но, перед тем как вступить в отряд и начать работать, нужно пройти длинную подготовку. Для начала сдать устав. В этом документе описываются основные правила поведения. Например, кодекс чести – документ, где описаны права и обязательства каждого участника организации.
После этого начинается самое сложное – экзамен на допуск к работе. Для этого нужно пройти трехнедельное обучение – ходить на лекции, где рассказывают о пожарной безопасности, подвагонном оборудовании вагона, электрооборудовании, об оказании первой медицинской помощи, и, самое главное, правилах перевозок, которые проводник обязан знать «назубок». Сдать экзамен, как оказалось, совсем не трудно, если внимательно слушать все лекции. В качестве экзаменатора обычно выступает более опытный проводник из студенческих отрядов. Все просто - он задает вопросы, мы отвечаем. Я сперва переживала, что меня отправят на пересдачу, но в итоге справилась.
Незаметно для себя, я дошла до предпоследнего пункта на пути к цели – медицинского осмотра. Его нужно было проходить в железнодорожной больнице. Тут всё как обычно: анализы, проверка зрения и слуха, дерматолога, невролога и многих других врачей.
И, наконец, мы заказали форму. Для каждого она шилась индивидуально. Так я и стала проводником пассажирского вагона.
Летом 2016 года случилось то, чего я ожидала и боялась одновременно. Началась моя работа в качестве проводника. Наш отряд ездил в Адлер, Новороссийск, Анапу и другие города.
В свой первый рейс я отравилась в Новороссийск. Было очень страшно и волнительно, как-никак в первый раз поехала в поезде. Пугало и то, что покидаю родные места на целую неделю. Что со мной будет? Как я поеду в вагоне? Куда мы вообще направляемся? Такие вопросы не покидали голову до тех пор, пока поезд не отправился – так как после думать об этом совершенно не осталось времени. Сперва совсем не понимаешь, что хотят от тебя все эти люди. Кто-то просит стакан, а кому-то нужно бельё постельное отдать. Но, тем не менее, благодаря помощи более опытных ребят, я довольно быстро разобралась, что мне нужно делать.
Не секрет, что вагоны в Ижевске, как правило, очень старые. Настолько старые, что кондиционеры и биотуалеты в них большая редкость. Многие пассажиры жалуются на это, винят проводника (хотя он тут вообще ни при чём). Отсюда и возникают конфликтные ситуации, которые могут перерасти в большой скандал. Так и случилось в моём первом рейсе. Дело дошло даже до звонка на горячую линию, но все удалось уладить и большой проблемы не возникло. Но после этого мне совершенно не хотелось ехать в следующий рейс. Как бы то ни было, выбора у меня не было и я поехала, но больше не пожалела об этом ни разу. Работа захватила меня настолько, что я отсчитывала дни до следующей поездки.
Одна из главных проблема девушек-проводниц это вечно пристающие мужчины, как правило, старше 30 лет. Мне даже казалось, что у таких «пунктик» стоит: иметь в своём телефоне номер проводницы. Однажды один из таких мужчин, пьяный, начал трогать меня за руки, стоял в служебном помещении, мешая мне работать. В итоге, мне пришлось припугнуть его полицией и он ушёл.
Но не всё так плохо. Для студенток есть очень хороший момент в такой работе. Пассажиры постоянно подкармливают проводников (чаще девушек) различными ягодами, шоколадками, мороженным – чем только можно. Голодной я не оставалась никогда. На станциях, где продавали, например, арбузы мне частенько доставалась половина (а иногда и целая ягода).
Сейчас я, будучи «бойцом» (так называют тех, кто уже отработал хотя бы одно лето) отрабатываю своё второе лето и помогаю нашим кандидатам (те, кто только недавно пришёл в отряд) освоиться как можно быстрее в этой профессии. Но для меня каждый новый рейс всё равно остаётся загадкой. Никогда не знаешь, какая история приключится.
Работа проводника не такая лёгкая, какой кажется на первый взгляд. На нём лежит ответственность за каждую вещь в вагоне, за каждого пассажира, он также следит за безопасностью движения и подвагонным оборудованием, которое зимой нужно очищать, для чего приходится работать с тяжёлым ломом. Ёщё нужно носить тяжёлые мешки с постельным бельём. Но, несомненно, поездная романтика будет манить многих людей. То чувство, когда ты в рассветный час смотришь в окно, несравнимо ни с чем. Железная дорога всегда найдёт, чем удивить.
Анастасия Васильева.